Продолжение статьи, начало читайте в первой части.
Так почему же, несмотря на широко распространенное мнение о том, что агропромышленный сектор не может существовать без субсидий, реформы в Новой Зеландии оказались так эффективны?
Реформаторы-лейбористы придерживались позиции: экономическая политика государства должна быть направлена на предоставление потребителям наиболее качественных товаров и услуг по минимальной цене. Если все происходит именно так, государству не важно, кому принадлежат активы, и кто оказывает те или иные услуги.
Применение закона как средства поощрения конкуренции придало уверенности новозеландским предпринимателям и позволило оказывать более эффективное сопротивление давлению групп интересов. В итоге и эффективность экономики Новой Зеландии начала расти более высокими темпами, чем в других странах, проводивших дерегулирование.
Реформы, проведенные в Новой Зеландии, доказали — сельскохозяйственные рынки вполне в состоянии развиваться, оставаясь при этом саморегулируемыми.
Реформы заметно уменьшили издержки государственного интервенционизма. Они также оказали существенное влияние на функционирование рынков факторов производства. Если к 1983 году цены на землю достигали пика — наблюдалось сильное ценовое искажение, то после реформ они вернулись к разумному соотношению с доходами от продажи товаров. Рынок земли смог адаптироваться к ожидаемому доходу, и цена на землю начала формироваться, исходя из этих ожиданий.
Фермеры, вынужденные приспосабливаться к новой системе, начали искать наиболее эффективно работающие схемы организации своих хозяйств. Если сразу после начала реформ уровень благосостояния фермеров ощутимо упал, то в течение нескольких лет вернулся на дореформенный уровень, а потом начал подниматься. В то же время, за этот период произошла необходимая адаптация в виде выбора формы предприятия, способа производства, финансирования и выбора производимых культур. Увеличился размер многих ферм. За счет внедрения технологических новшеств, сократилось число работающих на фермах людей. Ручной труд постепенно заменялся автоматизированным. Изменились и стали более разнообразными источники получения дохода в сельском хозяйстве. Благодаря реформам, заговорили о новых рынках, новых продуктах, новых и инновационных технологиях.
Альтернативой ценовому вмешательству в Новой Зеландии стали механизмы социальной поддержки.
В частности, новозеландские власти использовали механизм адресной помощи фермерам, пострадавшим от циклической потери дохода, например, в связи с природными катаклизмами.
Еще одна форма помощи сельскому хозяйству, которая стала реализовываться достаточно активно — это помощь при проведении научных исследований, направленных на развитие ферм — модернизацию инфраструктуры и внедрение новых технологий. Этот механизм, а также новая политика государства, предусматривавшая, что «платит загрязнитель» подтолкнули новозеландских фермеров к модернизации производств и внедрению энергосберегающих и “зеленых” технологий.
Сегодня Новая Зеландия имеет в мире репутацию новаторского и высокоэффективного производителя сельхозпродукции. Примерно 51% всей территории новозеландских островов занимают пахотные земли и пастбища. Сельское хозяйство, и, прежде всего, молочное животноводство, высоко механизированы.
Благодаря реформам 80-х годов, в Новой Зеландии образовалась структура сельского хозяйства, которая значительно отличается от структур в прочих развитых странах. Отсутствие субсидий сильно повысило конкурентоспособность новозеландских производителей, что дало им возможность эффективно конкурировать с производителями из других стран, где фермерство традиционно опирается на поддержку государства.
Новая Зеландия часто выступает на международных экономических форумах (прежде всего в рамках ВТО) и высказывается за внедрение общего режима контроля за процессами государственных финансовых поддержек агропромышленных отраслей экономик производящих странах.
Сельскохозяйственная отрасль Новой Зеландии ориентирована на экспорт. Главные виды экспортной продукции — это мясо, шерсть и молочные продукты. По выработке шерстяного волокна Новая Зеландия занимает второе (после Австралии) место в мире.
Значительную часть выручки Новая Зеландия получает благодаря экспорту мясопродуктов — баранины (90% мяса молодняка и 75% мяса выращенных животных идет на экспорт) и говядины (81% продукции экспортируется). 90-95% продукции молочного животноводства вывозится в виде молока, сухого молока, масла, сыра и т.д.
В Новой Зеландии выращивают пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, картофель, горох. За исключением картофеля, все культуры выращиваются, преимущественно, на Южном острове. Новая Зеландия полностью обеспечивает внутренний рынок пшеницей и производит достаточное для удовлетворения внутреннего спроса количество овощей и фруктов. На экспорт новозеландцы поставляют киви, груши и яблоки. Районы East Coast, Hawks Bay и Martinborough на Северном острове и Marlborough на Южном — это места произрастания виноградников, где производится основная часть новозеландских вин.
Контроль за деятельностью и развитием агропромышленного сектора Новой Зеландии осуществляет Ministry of Agriculture and Forestry (Министерство Сельского Хозяйства и Лесной Промышленности). Однако контроль со стороны этого министерства не носит характер ограничительного. Сельское хозяйство Новой Зеландии, как это и было установлено реформами 80-х годов, развивается, основываясь на принципах свободной экономики.
Спасибо за интересную и поучительную статью!
Вопрос риторический:
И кто нам мешает перенимать опыт Новой Зеландии?
Жадность чиновников или гордость учиться?
А еще у них национальный парк Tongariro существует с 1887г.