В последнее время много разговоров ведется о том, что между Новой Зеландией и Таможенным союзом ЕврАзЭс, куда входят Россия, Беларусь и Казахстан, может быть подписан договор об организации Зоны свободной торговли. Потенциально интересным направлением для развития сотрудничества могли бы быть инновационные наработки новозеландцев в аграрном секторе, в развитии которого, как известно, Новая Зеландия достигла заметных успехов. Поскольку тема сельского хозяйства в Новой Зеландии, а точнее его эффективности, интересует меня уже давно, я решила, наконец, объединить собранный мной материал в статью и поделиться им с вами, уважаемые читатели.
Как известно, в России и во многих других странах мира считается, что аграрный сектор требует защиты и значительных субсидий, иначе ему просто не выжить и не выдержать конкуренции с импортерами. Однако опыт наиболее успешных игроков на этом рынке и, в том числе, опыт Новой Зеландии, доказывает как раз обратное.
Как вы, вероятно, знаете, Новая Зеландия — это одна из немногих стран-участниц ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), которая полностью отказалась от субсидий производителям сельхозпродукции и регулирования цен административными методами. Вместо этого власти Новой Зеландии провели реформу сельского хозяйства, которая была направлена на установление в секторе механизмов свободного рынка. В результате после короткого адаптационного периода аграрный сектор в стране начал динамично развиваться, сохраняя достаточно высокий уровень доходности даже в условиях отсутствия дотаций и свободного ценообразования.
Однако для того чтобы лучше понять, на каких позициях новозеландцы находились и к чему пришли, давайте заглянем в историю и посмотрим, как развивалось сельское хозяйство в Новой Зеландии с момента колонизации страны британцами.
В 1840 году Новая Зеландия официально стала колонией Великобритании. Представители Короны, управляющие новозеландскими островами, проводили такую политику, на которую их уполномачивал Лондон. В те времена Новая Зеландия наряду с Австралией представляли собой одну заморскую британскую колонию – Новый Южный Уэльс.
Развитие Новой Зеландии практически полностью зависело от британских кредитов и незначительных по объему инвестиций иммигрантов. Однако экономика островов начала быстро трансформироваться в 1880-х годах с появлением технологий рефрижерации и рефрижераторных кораблей. Британия стала рынком сбыта для новозеландских сыров, масла, телятины и говядины. С начала XX века и до окончания Второй мировой войны торговый оборот между Новой Зеландией и Британией постоянно рос, не считая непродолжительного периода, последовавшего за окончанием Первой мировой войны.
Несмотря на наличие в те годы в Новой Зеландии образований вроде Советов по маркетингу (Producer Marketing Boards’), которые, по сути, были институтами политики протекционизма в аграрной сфере (подобные структуры были созданы для контроля за торговлей молоком, мясом, шерстью, киви и яблоками) мировые цены на сельхозпродукцию все же еще можно было считать регулятором на рынке Новой Зеландии. Органы подобные Producer Marketing Boards’ контролировались крупными производителями и имели целью, прежде всего, дискриминацию мелких фермеров.
Толчком для начала активной протекционистской политики в странах Британской империи положила Великая депрессия 1929 – 1930 годов. Именно тогда правительство лейбористов ввело систему защиты собственной промышленности, включавшую в себя высокие пошлины и квоты на импорт. Оттавское торговое соглашение 1931 года, которым регулировались тогда взаимоотношения между Новой Зеландией и Британией, оградило рынок всей Британской империи целым спектром преференций. В результате произошло увеличение торгового оборота между Англией и странами империи, выросли как импорт в Англию из британских доминионов, так и английский экспорт в страны империи. Таким образом, после Великой депрессии, свободная торговля в рамках Британского содружества была фактически уничтожена и произошел переход к политике крайнего национализма.
Ситуация усугубилась и тем, что в военные годы при чрезвычайном положении и, учитывая специфический спрос тех лет, были введены многие торговые ограничения. К окончанию войны Новая Зеландия представляла собой уже предельно зарегулированную экономику.
Правда поначалу зарегулированность не создавала стране проблем. Объем доходов и богатства стабильно рос, благодаря сохранению торговли в годы войны (в Британию из Новой Зеландии поставлялись продукты питания, шерсть и т.д.). К 1945 году в Новой Зеландии доход на душу населения был одним из самых высоких в мире. Однако вскоре из-за сужения экспортной базы, изменения доходности производства в аграрном секторе и роста спроса на импорт, началось охлаждение. Кризис платежного баланса и высокие затраты на обслуживание внешнего долга привели к тому, что внутреннее развитие страны практически остановилось.
В 1971 году Новая Зеландия ушла от стерлингового стандарта в обменном курсе, заменив его самоуправляемой паритетной системой, основанной на долларе США. А годом спустя Британия вошла в Евросоюз. Перед ней было выдвинуто условие оговаривать доступ к товарным рынкам стран ЕС по каждой отдельной статье. В результате этого Новая Зеландия попала под общий тариф (новые правила не коснулись только импорта телятины и масла).
Разразившийся в 1974-1979 годах нефтяной кризис еще больше ухудшил условия торговли. Из-за высокой инфляции исчезли имевшиеся ранее преимущества по внутренним ценам. В период с 1981 по 1984 годы новозеландское правительство пыталось экспериментировать с обменным курсом и ставками процента по кредитам и депозитам. Однако это привело только к росту спекуляций, но инфляция оставалась высокой.
В середине 70-х годов руководство Новой Зеландии приняло решение провести корректировку программы мер по стабилизации. Были еще больше расширены кредитные линии для фермеров, по которым те могли получать кредиты на очень льготных условиях, и введены минимальные цены на всю сельскохозяйственную продукцию.
Министерство финансов Новой Зеландии высказывалось против подобной политики, однако она была одобрена Национальной партией, имевшей значительную поддержку электората. Скорректированная политика цен предполагала новое уменьшение ценовых рисков для новозеландских фермеров и увеличение гарантий сбыта. Риски фермерских хозяйств при ней, фактически, передавались на уровень правительства. Зато индивидуальные фермеры теперь могли получать со своего производства достаточную прибыль даже при минимальной марже доходности.
В результате всех принятых мер, сильно увеличились трансферты сельскому хозяйству. Государством также активно финансировались программы переселения жителей городов и служащих на фермы. Фермерам кредиты выделялись под минимальный процент, а индексация на инфляцию для них не производилась.
Очевидно, что такой подход привел к альтернативным издержкам, которые тяжким бременем легли на новозеландских налогоплательщиков. Из-за всех существующих налоговых льгот общие налоговые потери бюджета Новой Зеландии в 1984-1985 годах составили 70 млн. USD. Но этим негативное влияние субсидий на экономику Новой Зеландии не ограничивалось. Гарантии, которые правительство предоставляло фермерам, не способствовали ни мотивации посредников (перерабатывающие отрасли, транспорт, оптовые продажи, страхование), ни развитию энергосберегающих и более эффективных технологий, ни привлечению инвестиций.
Рост субсидий производителям сельскохозяйственной продукции Новой Зеландии продолжался вплоть до 1985 года. И если в 1979 году доля субсидий в доходах новозеландских фермеров составляла 15%, в 1983 году эта цифра выросла до 33%, а в 1985 достигла 40%.
Все эти разрозненные меры, принимаемые новозеландским правительством, не принесли положительного результата. Правительство лейбористов, находящееся в то время у власти, столкнулось с необходимостью проведения полноценных широкомасштабных реформ во всех сферах экономики страны, включая сельскохозяйственную отрасль. И в 1984 году лейбористы, впервые с 1930-х годов, взялись за решение именно структурных проблем.
Реформами 1980-х годов были отменены многочисленные механизмы стимулирования сельского хозяйства — льготные программы кредитования фермеров, налоговые льготы, специальные кредиты для Советов по маркетингу, субсидии на приобретение факторов производства.
Бюджет Новой Зеландии 1984 года предусматривал:
В 1985 году правительство Новой Зеландии озвучило этапы упразднения налоговых льгот в рамках пятилетнего плана. Установленные минимальные цены должны были быть отменены сразу с началом реформ. К июлю 1984 года была отменена схема комплиментарных минимальных цен (Supplementary Minimum Prices Scheme). К декабрю 1986 года в Резервном банке был закрыт низкопроцентный счет Совета по молочной продукции. Совет по шерсти обязали выплачивать 10% по кредиту, выданному Резервным банком. Совет по мясным, имевший продуктам множество кредитов в стабилизационных фондах Новой Зеландии, также был вынужден закрыть все резервные счета. В 1987 году правительство выплатило 930 млн. NZD долга на счет стабилизации мясной продукции, получив взамен 100 млн. NZD из резервов Совета.
Очевидно, что отмена субсидий и преференций не могла пройти для новозеландской сельскохозяйственной отрасли безболезненно. Эффект от реформ, которые начались в середине 80-х, начал ощущаться далеко не сразу.
Правда 1984 год, даже несмотря на отмену системы ценовой поддержки, прошел для фермеров относительно благополучно. Но уже в 1985 году плавающий обменный курс при росте новозеландского доллара привел к падению цен на продукцию овцеводства (на 20% в течение лишь одного года). Ситуация потребовала вмешательства государства, которое вынуждено было в 1986-1987 годах списать некоторые долги фермеров. У 4706 фермерских хозяйств после тщательной ревизии Сельский банк списал долги в сумме 50000 NZD на каждую ферму.
При росте инфляции, которая достигла 20%, фермеры также вынуждены были работать при отсутствии привычных дешевых и доступных кредитных ресурсов. Только к 1990-91 годам началась постепенная стабилизация процентных ставок и инфляции. К 1991-92 году инфляция упала до 1% в год. А с 1992 года (спустя 8 лет после начала реформ) обозначился четкий экономический рост.
В ходе адаптационного периода достаточно многие фермеры, так и не сумевшие приспособиться к новым реалиям, вынуждены были свернуть деятельность. Другие провели консолидацию ресурсов или изменили структуру своего хозяйства. Уровень доходности в секторе производства молока восстановился только к 1988-89 году, в секторе овцеводства – к 1989-90 годам. Однако цены и в тот период все еще были подвержены резким колебаниям.
В условиях свободного рынка, при отсутствии административной страховки, фермеры столкнулись с необходимостью вырабатывать принципиально новые тактику и стратегию поведения. Если прежде структуры, подобные Советам по молочным, мясным и проч. продуктам, брали на себя существенную часть рисков, теперь эти риски полностью легли на плечи самих фермеров, от которых потребовалось переосмыслить всю систему управления погодными, финансовыми и прочими рисками. Результатами такого переосмысления стало не только смещение ответственности от чиновников к самим фермерам, но и более ответственный подход фермеров к бизнесу в целом. Маркетинговые советы вместо прежних функций стали выполнять роль посредников при экспорте сельхозпродукции, превратившись в крупные специализированные компании по оптовой продаже.
Сельскохозяйственный сектор Новой Зеландии не только адаптировался к новым условиям, но и научился быть очень гибкими в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка.
Реформы усилили семейственность фермерства. При этом частные фермерские хозяйства в Новой Зеландии по-прежнему преобладают, что, очевидно, также связано с большей гибкостью частных бизнесов, их способностью быстрее адаптироваться и легче переживать плохие неурожайные годы.
Продолжение читайте во второй части.