Я уже не раз упоминала в статьях этого блога о маорийских марае в Новой Зеландии. Но подробно о них до сих пор не писала, поэтому пора, как мне кажется, это упущение восполнить.
Сегодня я хочу рассказать немного о марае, о том, какие церемонии там обычно проводятся и какими ритуалами, а точнее протоколами, потому что именно так называется свод правил поведения в марае, они сопровождаются.
Марае для маори — это это wāhi tapu, то есть священное место. В маорийском обществе с давних времен марае использовались как в религиозных, так и в общественных целях. Марае или дом собраний (wharenui), как его еще называют — это центр общественной жизни у маори. В марае маори приходят семьями или группой соплеменников, чтобы разобраться с семейными делами или решить проблемы племени, там они отмечают различного рода празднества и торжества и принимают гостей.
Внешне марае представляет собой строение, украшенное традиционной маорийской резьбой (это и есть собственно дом собраний), которое состоит из просторной обеденной залы (wharekai), места для приготовления пищи и marae ātea (священного места перед домом). Строятся марае, как правило, на площадке прямоугольной формы, огороженной камнями или деревянными стойками. Площадка должна быть свободна от какой бы то ни было растительности — само слово «марае» в переводе со всех полинезийских языков и, в том числе, с языка маори «означает «очищенное, свободное от сорняков, деревьев место». В центре площадки располагается камень аху (ahu) или ау (a’u). В общем, по сути, марае — это целый комплекс, включающий в себя здания и открытое пространство.
Марае — это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana (перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори — это сила, власть и престиж «в одном флаконе», если так можно выразиться). В марае традиционно проводятся различные церемонии — юбилеи, венчания, крестины, похороны и т.п. Также в настоящее время церемонии в марае устраиваются специально для туристов.
При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета. Визит гостя в марае тоже складывается из определенных установленных этапов.
Тукайтоте (Tūkaitote), поселение в Тэ Вероверо (the pā of Te Wherowhero), первый король маори. Район Вайкато (Waikato), на заднем плане — гора Таупири (Taupiri), рисунок, 1846 год
Начинается все с пофири (pōwhiri) или формального приветствия гостя. Pōwhiri включает в себя одну из самых колоритных церемоний, сохранившихся у маори — это «wero» или встреча гостя. Эта церемония состоит из множества элементов. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая тайаха (традиционное оружие маори в форме копья), подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием. Кстати, надо заметить, что если в настоящее время данное действо носит чисто ритуальный характер, то в прежние времена оно имело серьезный практический смысл. Караульные, охраняющие укрепленную деревню, должны были выяснить, явился ли гость с миром или намерения его враждебны. От этого зависела безопасность всего поселения.
После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga — это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.
Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап — приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata — приветственные песни.
После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi — традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами. Затем гости вручают хозяину koha — подарок, и уже после всех этих формальностей гостей приглашают к столу для hakari — торжественного банкета.
Ну и, наконец, последний этап — проводы гостей. Он сопровождается poroporoaki — прощальной речью. Считается, что когда гости прощаются, они оказывают знак почета и уважения хозяину, возвращают ему и его людям mana.
Вообще, в протоколе посещения маори имеется много интересных деталей. Например, если повод для проведения собрания в марае официальный, гость, прибывая на место, не входит сразу в марае, а ждет приглашения и сопровождающего. Это называется «пае» (эскорт, сопровождение). Или, скажем, при исполнении karanga хозяева и гости обычно отдают дань памяти своим усопшим и также упоминают причину, по которой гости наносят визит в марае. Есть и множество других, но это уже тема для отдельного поста.
Ну и поскольку представить все вышеописанное только по словесному описанию, как мне кажется, весьма непросто, я решила выложить небольшое видео. Как говорится, лучше один раз увидеть!
В XIX веке многие марае были разрушены или оставлены без присмотра после появления христианских миссионеров. В настоящее же время большинство из них превратились в туристические достопримечательности — своего рода визитную карточку Новой Зеландии и must-see для каждого туриста, посещающего эту страну. С 1993 года марае получили статус охраняемых законом. У каждого марае есть опекунский совет, ответственный за его содержание.
Ну и напоследок немного меня в компании маори в марае Оклендского музея.
Также смотрите запись: «Немного фото: марае Онуку»